В настоящее время все более актуальным становится применение
PR технологий в деле
раскрутки и продвижения товаров и услуг. Однако далеко не все компании имеют
финансовые возможности (особенно в условиях кризиса) формировать адекватный
целям пиара бюджет. Именно поэтому на первый план выходят методики и принципы
оптимизации пиар и рекламных бюджетов.
Среди, практически всех участников рекламной "игры”
установился стереотип о том, что технологии пиара являются доступными лишь для
больших компаний. Таким образом, небольшая компания, не имеющая денежных
оборотов, достаточных для формирования пиар бюджета, становится отрезанной от
доступа к PRтехнологиям. А если учесть то, что
современная эффективная раскрутка практически невозможна без применения пиара,
то малый и средний бизнес попадает в своеобразный заколдованный, замкнутый
круг.
Однако, на мой взгляд, все не так мрачно и небольшие
компании имеют возможность "откусить” свою часть пиар "пирога”. Помощь в этом
деле может оказать специально разработанная методика пиара для небольших
компаний. В ее основе лежит несколько базовых принципов, которые мы рассмотрим
более детально.
Прежде всего, необходимо четко сформулировать то, что мы
имеем в виду под понятием пиар.
Итак, пиар –это совокупность методов по созданию и
поддержанию позитивного имиджа, позитивного общественного мнения по поводу
определенной личности,компании, товара или услуги. Исходя из вышеозначенного,
можно выделить следующие моменты в пиаре:аудитория, шкала ценностей аудитории и
метод и способ информирования аудитории. Начиная работать над каждым из данных
моментов, вы сталкиваетесь с тем, что стоимость пиара начинает стремительно
расти. Специалисты выявляют вашу актуальную и потенциальную целевую аудиторию
(не бесплатно, разумеется), затем с помощью социологических методов узнают их
шкалу ценностей (что тоже стоит денег), ну и самое "сладкое» - пиар-действия,
как-то производство статей, репортажей, событий и т.д. В совокупности
образуются довольно-таки солидные суммы, которые большинство малых и средних
компаний явно не потянут.
Итак, первым базовым принципом пиар стратегии небольших компаний,
которую можно назвать Методом оптимизации пиара (здесь и далее МОП или просто оптимизированный
пиар), является математический принцип.
В основе данного принципа лежит принцип математического соотношения между
необходимым вам (исходя из специфики вашего бизнеса) количества
посетителей-покупателей и минимально необходимым охватом аудитории. В самом
деле, зачем вам платить за охват аудитории в 100000 человек, если ваше кафе
располагает 40 посадочными местами? С помощью моей формулы, которую я
естественно здесь бесплатно выкладывать не буду (извините, но это мой хлеб)
можно с точностью до 2-3% вычислить необходимый именно вам (исходя из специфики
именно вашего практического, а не книжно-теоретического бизнеса) количественный
охват аудитории. В основе этой формулы лежит такой критерий как
"человеко-часы”. Данная формула является двойственной, так как не совсем
тождественна для торгового бизнеса и бизнеса сферы услуг, обслуживания и
общепита.
Вторым базовым принципом оптимизированного пиара является
принцип совпадения территории вашего бизнеса с вашей рекламно-информационной
территорией. Другими словами, территория вашего бизнеса и есть ваша
приоритетная пиар площадка.
Следующий, третий принцип-принцип коммодитивного ( от англ.comoddity-товар) пиара. Суть
заключается в то, что вам, прежде всего, необходимо направлять рекламные и пиар
усилия на ваш товар, на "атомы” вашего бизнеса, а не пытаться заниматься
брендированием вашего магазина или кафе. Это вовсе не означает то, что
небольшая компания не сможет стать брендом. Это лишь означает то, что путь от
фирмы к бренду для таких компаний лежит через товар, через конкретику вашего
бизнеса.
Следующий принцип является, пожалуй, самым важным в
эффективной пиар кампании для небольшой фирмы. Данный принцип заключается в
расширении набора покупательских мотивов. Для этого необходимо первоначально
выявить наявные покупательские мотивы, а затем расширить базовый набор таких
мотивов. Этот момент является краеугольным в построении "тяжелых» (максимально
значимых) рекламных и пиар сообщений. Данный процесс можно сравнить с таким
понятием как ТИЦ у сайта. Наверняка среди читателей есть и вебмастера или, по
крайней мере, те, для кого тематический индекс цитирования (ТИЦ) не является
пустым звуком. Так вот, для ТИЦа важно не только количество ссылок на сайт, но
и "вес” (качество сайта с которого ссылаются). Таким весом в деле построения
пиар сообщения и является набор покупательских мотивов, которые помещены в
данное сообщение. Поэтому вполне корректно говорить о Покупательском индексе
мотивов применительно к весу сообщения. Для выявления связи между количеством
мотивов и количеством посетителей-покупателей мной разработана специальная
формула. Естественно я ее не буду здесь выкладывать-причины смотри выше.
Единственно, можно сказать, что данная формула показывает арифметическую связь
между количеством мотивов, количеством сообщений и количеством
посетителей-покупателей. Согласитесь четко понимать эти цифры архиважно для дела
оптимизации рекламного и пиар бюджета.
Подытоживая, следует отметить, что PR не является возможностью и достоянием
только больших компаний. Пиар стратегия для небольших
компаний существенно отличается
от аналогичной
стратегии "больших игроков”. Среди таких отличий можно выделить: коммодитивность,
совпадение территории бизнеса и территории пиара, максимальное расширение
покупательских мотивов (увеличение покупательского индекса мотивов), построение
интернальных (внутренних) ассоциативных связей.
Если кого-то из предпринимателей заинтересовали данные,
изложенные в публикации, то подробности об адаптации этих данных к вашему
бизнесу можно получить в рубрике Наши PR услуги