Теоретики марксизма "окрестили” когда-то религию опиумом для
народа. Однако следует отметить, что "диллеры” этого "опиума” вполне преуспели.
Следует также отметить и то, что позиции современных мировых религий не были
так устойчивы всегда. Были и гонения, и смертные казни, и жуткие пытки. Но,
несмотря на такую реальность, люди, принявшие определенную религию, как
правило, не отрекались от своей веры. Если рассматривать ту или иную
религиозную доктрину в качестве продукта, то перед нами предстает феномен
восприятия продукта, которому позавидуют самые успешные и эффективные
рекламщики.
Несмотря на то,что мы уже поднимали
фундаментальные вопросы ПР и раскрутки, все таки есть смысл поговорить о взаимоотношениях ПР и рекламы с религией подробнее.
Взаимоотношение религии и рекламы можно рассматривать в двух
плоскостях. Во-первых, методы, используемые для продвижения той или иной
религии. Во-вторых, влияние религиозных идей на рекламу товаров и услуг,
которые никак не связаны с религией.
Самым большим и грандиозным мероприятием античного мира (не
считая войн) являлись Олимпийские игры. Вместе с тем, вполне корректно
утверждать и то, что античная Олимпиада являлась и грандиозным рекламным
мероприятием, рекламируемым продуктом которого были боги Эллады. Наряду с
древними Олимпийскими играми, рекламными мероприятиями по продвижению религии
выступали и различные религиозные обряды, и ритуалы (иногда крайне жестокие и
кровожадные, например-человеческие жертвоприношения). Но это, так сказать,
форма рекламы религии, а сутью выступали рекламируемые религиозные идеи. В
язычестве такие идеи носили несколько упрощенный характер. Выбирая и прославляя
того или иного бога, человек искал и находил себе своеобразного покровителя.
Однако эти покровители являлись таковыми сугубо для "титульной нации язычества”
(олимпийские боги для греков, римский вариант "олимпийцев” для римлян и т.д.).
После "первой волны глобализации человечества”, коим на самом деле являлся пик
римских завоеваний, римское население империи (соответственно почитатели
"римских богов”) находилось в численном меньшинстве по сравнению с иноверцами,
населявшими просторы империи. Именно это и стало подлинным
социально-политическим двигателем распространения христианства.
Методы и принципы, с помощью которых адепты религии
продвигают свое учение, мало, чем отличаются от методов и принципов, с помощью
которых рекламщики продвигают какой-либо товар или услугу. В рекламе религии,
как и в рекламе вообще, используют придание подлинных или вымышленных
"суперкачеств” своему продукту (вечная жизнь, воскрешение или
"суперотбеливающий” эффект). Несмотря на цинизм, и в первом, и во втором случае
базовые принципы идентичны. Как реклама религии, так и реклама товаров продают,
прежде всего, свойства и качества, а не сам товар.
Рекламные методы религии проходят два этапа,- этап появления
и становления религии, и этап монопольного утверждения в обществе. На первом
этапе происходит "продажа” свойств и качеств, на втором – "продажа” как-бы
самого института религии. Реклама же бизнес-продуктов, строится на
необходимости перманентного продвижения истинных или вымышленных свойств и
качеств рекламируемого продукта. Такая консервация религии, как правило,
приводит к периоду застоя религии или даже к расколу. Дабы избежать раскола
религиозное учение вынуждено "перезагрузить” свои идеи, то есть произвести
своеобразную ресенсификацию своего учения и восприятия учения обществом. Именно
таким способом Иоанн Павел 2 вывел католицизм из кризиса после многолетних
скандалов. Он стал меньше внимания уделять теологическим и сакральным моментам,
а больше фокусировал усилия на таких ценностях, как благотворительность,
сострадание к ближнему, пацифизм и т.д. Западное христианство при Иоанне Павле
2 стало "продавать” общечеловеческие ценности, ассоциируя их с католичеством.
Религия в своем продвижение воплощает мечту многих
рекламщиков. Она опирается на категории, которые невозможно проверить (в суд на
них за недобросовестность рекламы подать не удастся). В эти категории можно
лишь верить. Как говорится, одни люди верят в то, что Бог есть, другие верят в
то, что Бога нет - и то, и другое – недоказуемо (с).
Однако религия эффективно продвигалась, прежде всего,
благодаря тому, что она была востребована. Она соответствовала определенным
потребностям человека. Потребность эта заключается в необходимости описания
восприятия вещей, которые человек не мог воспринимать. По мере того как человек
расширял горизонты своего познания, наступал очередной кризис веры в след за
которым религия становилась более абстрактной ( от поклонения явлениям природы
– леса, моря, горы к абстрактному единобожию). До тех пор пока религия
соответствует породившей ее потребности, она эффективна продвигается. Вообще,
все, как и в рекламе "мирских” товаров и услуг. Реклама таких товаров
эффективна до тех пора, пока она
убедительно обнаруживает и показывает аудитории необходимость в продукте.
Пример крайне удачной религиозной рекламной кампании можно
привести из нашей истории, а именно – момент выбора религии киевским князем
Владимиром. Не секрет, что "греческое христианство” было отнюдь не единственным
религиозным предложением князю. Данная
религия смогла "обогнать” конкурентов.
Прежде всего, благодаря тому, что православие более адекватно соответствовало,
как политическим интересам Киевской Руси (более сильные позиции государства во
взаимоотношениях с церковью по сравнению с западным христианством), так и
личным интересам Владимира (возможность брака с византийской принцессой и
т.д.).
Рассматривая второй аспект взаимоотношения религии и
рекламы, а именно использование религиозных мотивов в рекламе "мирских”
товаров, следует отметить то, что в современном мире преобладает использование
религии в качестве пиар-инструмента. Хотя бывают и исключения (ангелы, правда,
с некоторыми оговорками, используемые в рекламе дезодоранта). Религия, как
пиар-инструмент проявляется и в политике, и в бизнесе. Политики, по поводу и
без, посещают храмы, бизнесмены используют в рекламе своих фирм или товаров
религиозные мотивы (поздравления с Рождеством, Пасхой и другими религиозными
праздниками).
Подытоживая, следует отметить то, что религия в своем
продвижение, как правило, использует методы
и принципы, идентичные тем, которые используются в продвижение иных "мирских”
продуктов. Эффективность рекламы религии выше за счет того, что она более четко
формирует свою целевую аудиторию и более явно показывает связь между своими
идеями и потребностями аудитории.
|